- КАСТАНЕДА (Castaneda), Карлос
- (1926-1998)испанский писатель-мистик, антрополог. Проводил на себе эксперименты с галлюциногенами, созданными на основе психотропных растений. Образы и мысли, возникавшие на основе измененных состояний сознания, использовал как материал для своих книг. Автор эзотерических сочинений «Разговоры с Доном Хуаном» (1968), «Отделенная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972), «Сказка о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977), «Дар орла» (1981), «Внутренний огонь» (1984), «Сила безмолвия» (1987), «Искусство сновидения» (1994) , «Активная сторона бесконечности» (1995) , «Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики» (1996), «Колесо времени» (1998) и др.Для Кастанеды значительный интерес представляла проблема знаний без слов и мыслей. То, чем обладают животные, превращается для человека в труднодостижимый идеал. Ветхозаветное предание об изгнании прародителей из рая рассматривалась Кастанедой как аллегория утраты людьми самой возможности обретения безмолвного знания. Однако современная магия располагает средствами обретения этого потерянного рая. Человек способен мыслить образами. Удерживая их в себе, он не позволяет миру, складывающемуся из них, обрушиться. При этом существуют четыре основных способа отношения к миру, персонифицируемые в фигурах фанатика, религиозной личности, дурака и воина. Своеобразие каждой из них проступает с наибольшей отчетливостью в столкновениях с необычными жизненными ситуациями. Так, фанатик отрицает очевидное и ведет себя так, как будто бы ничего не происходит. Религиозная личность все принимает за чистую монету, как если бы обладала абсолютной полнотой знания. Дурак, не способный ни искренне отбросить все необычное, ни искренне принять его, приходит в замешательство. Воин действует, согласно Кастанеде, наиболее правильно: он ведет себя так, как будто бы никогда ничто не случается, и объясняется это тем, что он ни во что не верит. Все принимая, он ничего не приемлет, а отбрасывая, ничего не отбрасывает. «Он никогда не чувствует себя знающим, и в то же время никогда не чувствует себя так, как если бы ничего не случилось... Воин должен быть текучим и изменяться в гармонии с окружающим миром, будь это мир разума или мир воли. Реальная опасность для воина возникает тогда, когда выясняется, что мир - это ни то и ни другое. Считается, что единственный выход из этой критической ситуации - продолжать действовать так, как если бы ты верил. Другими словами, секрет воина в том, что он верит, не веря. Разумеется, воин не может просто сказать, что он верит и на этом успокоиться. Это было бы слишком легко. Простая вера устранила бы его от анализа ситуации. Во всех случаях, когда воин должен связать себя с верой, он делает это по собственному выбору, как выражение своего внутреннего предрасположения. Воин не верит, воин должен верить». Эти психологические и религиозно-этические парадоксы, формулируемые Кастанедой, фиксируют ситуацию многоаспектной и почти повсеместной маргинальное™, в которой вынужден пребывать современный человек, существующий в точке пересечения множества пар взаимоисключающих социокультурных векторов. Именно пребывание в этой точке («путь воина») позволяет не только считать себя правым при любой модели поведения, но и находить множество аргументов, подтверждающих эту правоту. При отсутствии высших, абсолютно достоверных критериев, которые могли бы вывести этого носителя латиноамериканской модели «разорванного сознания» из состояния экзистенициальной маргинальное™, для воина (этой персонификации антропоцентризма) остаются открытыми два пути. Первый - это путь нарастания чрезмерной амбициозности, а второй - путь смирения. Кастанеда вместе с его героем Дон Хуаном выбирают второй путь, движение по которому предполагает соблюдение нескольких важных правил. «Первое предписание правила состоит в том, что все, окружающее нас, является непостижимой тайной. Второе предписание правила состоит в том, что мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого. Третье предписание правила состоит в том, что воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть ее, занимает свое законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них. Следовательно, воин не знает конца тайны бытия, будь то тайна бытия камешка, муравья или его самого. В этом заключается смирение воина». В этой когнитивной истине, утверждающей величие непостижимого мира и величие смиряющегося перед его непостижимостью человека как будто воскресают барочные истины Б. Паскаля. И это неудивительно, поскольку Кастанеда, несмотря на все свои постмодернистские парадоксы, все же остается сыном католической культуры, хотя и окрашенной в этнические латиноамериканские тона.◘ Лит.: Эзотеризм. Энциклопедия. - Минск, 2002.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.